газета  "Ведомости"

Жизнь безга лицензии

Продолжается  в  трети  российских  банков


Светлана Петрова

Ведомости

Банки с отозванными лицен­зиями - черная дыра банков­ской системы, не желающая уменьшаться. Такие живые трупы составляют уже больше трети зарегистрированных кредитных организаций, и их совокупные активы - около 200 млрд. руб. - в полтора раза превышают активы, напри­мер, Внешторгбанка.

Впервые за последние годы бан­ковская система начала обнов­ляться - за девять месяцев доля банков с действующими лицен­зиями увеличилась с 61,7% до 64,1%. Но до сих пор среди заре­гистрированных банков значат­ся те, кто потерял лицензии и в кризис 1998 г., и в 1995-м, и даже раньше. И, как свидетель­ствуют данные обзора Рейтингового агентства "Интерфакс", эти живые мертвецы никак не хотят в могилу. Более того, темпы лик­видации банков, потерявших ли­цензию,   замедлились:   если в 2000 г. их ряды сократились на 257, то в этом всего на 82.

Между тем после отзыва ли­цензии деятельность банка не прекращается совсем, просто опе­рации с его активами становятся закрытыми для посторонних. Стaтистика по банкам-призракам вы­глядит настолько фантастичес­кой, что позволяет говорить об отмирании целой банковской си­стемы, размерами поменьше дей­ствующей (см. табл.).


               

Сейчас на пять действующих банков в России приходится при­мерно три с отозванной лицен­зией, ликвидация которых не за­вершена. По данным ЦБ, всего таких 738. С учетам СБС-Агро и "Российского кредита", сохра­нивших свои лицензии, суммар­ные активы ликвидирующихся банков составляют около 8% ак­тивов действующих кредитных организаций (или примерно 200 млрд. руб.). Это более четверти активов Сбербанка и почти в полтора раза больше активов Внешторгбанка. Зачастую лик­видация банков длится дольше периода их активной жизни. В среднем на принятие решения о ликвидации кредитной органи­зации уходит 9-10 месяцев, а на сам процесс ликвидации - еще 2-3 года.

До 1999 г. долгожительству бан­ков-призраков способствовал сам закон о банкротстве, предусматри­вающий, что ликвидацией банка должны были заниматься сами его учредители. Типичный пример-банк "Альтернатива", потерявший лицензию в ноябре 1995 г. В сентя­бре 1997 г. суд принял решение о его принудительной ликвида­ции. "Тогда действовал старый за­кон, и суд поручал ликвидировать банк его учредителям, которые ничего не делали, - рассказывает помощник конкурсного управля­ющего "Альтернативы" Cepгей Дмитриев. - Зачем учредителям заниматься ликвидацией рухнувшего банка, это ведь больших денег стоит? Половины учредителей

"Альтернативы" уже не существует, документы пропали, руководство банка исчезло после кризиса". Крупнейшим кредитором "Альтер­нативы" была налоговая инспек­ция, но там по ошибке в компью­тер попала запись, что банк ликви­дирован, и о нем забыли. Вспом­нили снова только в начале этого года, и банк в мае был признан банкротом. Теперь его ликвидиру­ют по новому законодательству.

Сейчас непомерные сроки ликвидации вызваны уже другими причинами, в том числе и тем, что банкротство стало довольно доходным бизнесом. "Чаще всего ликвидация банков контролиру­ется заинтересованными структу­рами", - говорит аналитик ИЦ "Рейтинг". Должники банка могут затягивать этот процесс, чтобы не платить. Быстрое банкротство банка будет невыгодно и, напри­мер, компании, арендовавшей его здание.

Сами "ликвидаторы" банков называют иные причины. По сло­вам председателя Палаты анти­кризисных управляющих Эдуарда Ребгуна, затягивать процедуру могут арбитражные управляю­щие. "К сожалению, на рынке бан­кротств очень много случайных людей, но даже хорошие арбит­ражные управляющие иногда вы­нуждены затягивать банкротство банка, так как у них нет других назначений", - говорит он.

Впрочем, по словам Ребгуна (он сейчас арбитражный управля­ющий Мосбизнесбанка), основная причина затягивания ликвидации банков - судебная волокита. "Ни­кто добровольно не расстается с деньгами, взятыми в долг [у бан­ка], и требуются судебные реше­ния, - поясняет он. - Дебиторы (руководители или владельцы предприятий) не сидели сложа ру­ки: они выводили активы с пред­приятия, создавали дочерние структуры, брали под их акции но­вые кредиты и даже возбуждали процедуры банкротства. Местные судебные органы благосклонно взирают на вывод активов и оспа-ривание залогов по кредитам". В качестве примера он приводит дебитора Мосбизнесбанка - Киро­воградский медеплавильный за­вод, "с которого были выведены практически все активы, и банк не может вернуть несколько миллио­нов долларов".

Длительностью   ликвидаци­онных процедур озабочено и ру­ководство ЦБ. [Затягивание про­цедуры] дает возможность выво­дить активы из нежизнеспособ­ных банков, и чем больше тянется ликвидация банка, тем больше те­ряют его кредиторы, в том числе государство", - говорит зампредседателя Банка России Георгий Лунтовский.

По мнению заместителя гендиректора "РА Интерфакс" Михаила Матовникова, совершенствование ликвидационных процедур сейчас даже более важно, чем развитие системы банковского надзора.

"Бесконечная ликвидация создает для заемщиков стимулы не платить даже при появлении у банка пер­вых проблем. В результате тот быс­тро деградирует из проблемных в безнадежные", - поясняет он.

Однако, как улучшать законо­дательство, власти пока не опре­делились. Можно совершенство­вать институт арбитражных уп­равляющих, а можно создать ин­ститут корпоративного ликвида­тора, отвечающего своим имуще­ством перед кредиторами. Лун­товский считает более эффектив­ным последний вариант. Страте­гия предусматривает закрепление функций корпоративного ликви­датора за АРКО. "Эту деятельность можно сделать лицензируемой и определить несколько органи­заций, государственных или част­ных - другой вопрос", - отмечает Лунтовский.

Кроме того, сейчас обсуждается возможность перехода к внесудебной ликвидации банков, введение альтернативных конкурс ному производству процедур (на пример, продажа банка целиком или частями, перевод застрахованных активов в другой бани и др. "Существуют разные пут для повышения эффективности системы ликвидации, мы их oсуждаем, - говорит Лунтовский, В каком направлении пойдетформирование, станет понята когда будет [выработано] совместное решение правительства Центробанка и Госдумы".

 

Hosted by uCoz